Некоторые умные мысли на болезненную тему.
Вы пришли на работу. Радостное лицо охранника, доброжелательные приветствия коллег, спокойное профессиональное общение. Стабильно выполняются дела текущие. Легко решаются возникающие задачи. Чувствуется размеренный, рабочий ритм. Совещания проходят быстро и эффективно. Подчинённые радуют компетентностью и слаженностью действий. Начальство довольно. Просматриваются очевидные перспективы роста и развития. Обед вовремя и вторая половина дня проходит в том же ритме. Ближе к концу рабочего дня появляется возможность спланировать дела завтрашние, подумать о планах на вечер, выходные.
Если каждый день на работе у Вас проходит подобным образом, скорее всего, в этой статье Вы не найдёте ничего нового и нужного для себя. Напишите нам и мы приедем к Вам учиться! К сожалению, реальность современной жизни такова, что уровень стресса для многих находится на пределе возможного. Это приводит к формированию различных комплексов в работе психики, одним из них стал синдром менеджера.
Ответственность, упорное стремление к профессиональному и карьерному росту, конкуренция внутри коллектива, желание быть идеальным, а иногда и страх потерять работу и оказаться "вне игры" создают в душе управленца интенсивное эмоциональное напряжение. Для человеческой психики нормально гораздо больше внимания уделять промахам и неудачам, чем успехам и достижениям. Это следствие деятельности "инстинкта самосохранения" и, к сожалению, часто становится почвой для нездоровой фиксации.
Работа требует всё большего внимания к себе. Возникает желание контролировать всё с целью избежать ошибки. Усталость накапливается, появляются промахи по невнимательности, что формирует желание всё записывать, а времени не хватает. Всё большая часть работы оказывается дома. Отдохнуть и расслабиться всё сложнее. Как правило, возникает раздражительность, ощущение нехватки времени, страх, что не успеешь, не сможешь, не догонишь.
Постепенно появляются комплексы. Один из них - комплекс "достижения цели": как только одна цель достигнута, за ней следует другая... Или комплекс "сотового телефона", когда человек живет в постоянном ожидании звонка, от которого зависит исход важного дела. Человек отстраняется, сам корит себя за ошибки, да и сослуживцы нередко используют погрешности, как карты в "подковёрной" борьбе. Изоляция – это еще один шаг в клиническую форму. Это не только не доставляет удовольствия, но и "помогает" утратить системный подход к работе и абстрактное мышление, что отражается на трудовом процессе и его результатах - неудачи вновь фиксируют внимание - замыкается порочный круг. Любимая работа может превратиться в зависимость.
Такая жизнь в состоянии вечного стресса способна подорвать даже самое "железное" здоровье. Хронический стресс истощает. Снижается иммунитет. Начинает болеть сердце, желудок, почки, нарушается сон, память. Избыточное трудовое рвение часто становится причиной инфаркта у молодых мужчин, а женщины страдают от неврозов и депрессии. Поэтому тяжелую форму синдрома менеджера лечат не только психотерапевты, но и иммунологи, неврологи, кардиологи, сексопатологи и другие специалисты.
Как известно, почти любую болезнь можно вылечить, если распознать на ранней стадии. Как продиагностировать себя?
Обратите внимание, с каким настроением вы идете на работу. Если с явным нежеланием – уже можно ставить вопросик (в том случае, если это не связано с отношениями в коллективе, с начальством). Посмотрите в зеркало, придя на службу – если ваше лицо выглядит уставшим уже с утра, и при этом не очень хочется общаться – не исключено, что этот синдром Вас так или иначе коснулся. У любого человека есть естественное желание скрыть свою слабость, беда в том, что её очень сложно скрывать от самого себя.
Заметьте, каких людей вы выбираете, с кем вам проще работать. Если Вы больше времени уделяете успешным, охотнее решаете вопросы с ними – это еще один "звоночек". Дело в том, что с помощью чужого успеха тоже можно компенсировать свои неудачи. А проблемы партнёра могут оживлять в памяти собственные промахи. Проанализируйте, что думаете по поводу своей работы. Появляется ли у вас зависть к работникам других профессий? А о чем вы мечтаете? Если: "хорошо бы купить домик в деревне, или уехать в Дивногорск (Новую Зеландию, на Канары навсегда), уплыть в кругосветное путешествие, отправиться в космос с пришельцами на летающей тарелке", то на языке психоаналитиков это называется компенсаторными фантазиями. И они также могут характеризовать первую стадию синдрома.
Ещё один тестовый вопрос – что произойдёт в вашей жизни, если из неё исчезнет именно эта работа. Как правило, люди с развивающимся синдромом менеджера не могут представить нечего хорошего. Связанно это с особенностью психики любого человека – частично идентифицироваться со своей профессиональной ролью. Мы выбираем свою профессию не случайно! В идеале – занимаешься любимым делом, да ещё и деньги за это получаешь! Если же в душе уже гнездится очаг тревожности, фантазия о своей некомпетентности, то потеря работы воспринимается как невосполнимая утрата.
В данной ситуации менеджеру необходима консультация профессионалов, как при уходе, так и в начале новой карьеры. Не стоит наступать на старые грабли. Вторично, синдром менеджера развивается значительно быстрее. Более того, отказ от участия в управленческих процессах, для психики не совсем естественен. Часто уход с высокого формирует тирана в семье, отражается на развитии детей. Исправить большинство последствий можно, но стоит учесть, чем раньше начата эта работа, тем больше шансов на успех.
Синдрому подвержены, как мы уже говорили, люди гиперответственные, которые стараются сделать слишком много, результат ориентированные, болезненно воспринимающие критику, тревожные. Для работодателя особенно важно понимать, что соответствие занимаемой должности – это всегда компромисс. Учитывать особенности психики сотрудников. Всегда приятно видеть трудовое рвение и добровольное расширение рабочего дня, но, часто, правило: "кто пашет, на том и едут" оборачивается потерей ценного специалиста. Приводит к снижению привлекательности вакансии для других. Ухудшает атмосферу в коллективе.
"Кадры решают всё" - этот старый лозунг не утратил своей актуальности до сих пор и в менеджменте будет актуален всегда. Особенно это касается тех кадров, которые действительно всё решают.
На первой стадии очень хороший результат приносит повышение уровня квалификации. Учиться, совершенствоваться можно в любом возрасте. Лучше всего, когда учёба происходит в рабочее время, не влияя на отдых и сон. Важно не утратить контакт с коллегами. Помогает умение мыслить абстрактно, правильное определение своего места и роли в организации. Увлечения, хобби, содержательная личная жизнь, полноценный отдых – очень важные компоненты помощи себе.
Следующий этап – агрессия. Вы злитесь. Руки опускаются, клиенты и коллеги глубоко неприятны, начальство "придирается". Стирается граница между работой и частной жизнью – неуспех в трудовой деятельности не дает расслабиться даже в кругу семьи. Человек не может отдохнуть, мучает бессонница, головные боли. Жизненный тонус снижается, появляются психосоматические расстройства, проблема проявляется телесно (например, ощущение тошноты при приближении к ненавистному офису). Работа стала проблемой. Все чаще внимание привлекают объявления о найме.
Как правило, на этой стадии неудовлетворенность собой, своим результатом начинает проецироваться и отыгрываться во вне. Кто-то внешний виноват в том, что у меня ничего не получается (вспомните анекдот про хирурга). Отношения с коллегами осложняются из-за неуёмного желания критиковать, высказывать свои обиды и претензии. Иногда это отражает бессознательное желание обвинить первым, чтобы не слышать обвинений в свой адрес.
В редких случаях смена места работы, отдела, перевод на другую должность, способны приостановить развитие более тяжёлых осложнений. Вернуть состояние на первую стадию развития. Работа в новом коллективе позволяет переключить внимание с себя на новые правила, условия деятельности, даже освоить что-то новое, но ненадолго. Чаще всего на этой стадии без помощи профессионала психотерапевта, психоаналитика, не обойтись.
Третья стадия – человек начинает утрачивать профессиональные навыки, перестает развиваться. Не только профессия не интересует, но и появляется негативное и циничное отношение к партнерам, коллегам, клиентам. Формируется синдром профессионального выгорания. Бывший трудоголик с чувствительной душой и отзывчивым сердцем теперь живет в апатии и злобе: "надоело, ненавижу!" И так до полного истощения профессионализма. Появляются аддикции – алкоголизм, игровая зависимость, может разрушиться личная жизнь. Иногда формируются тяжёлые депрессии.
В случае полного выгорания не поможет уже ничто. Конечно, обидно – на образование была потрачена колоссальная сумма денег, обучение заняло немало лет, истрачено море энергии. В результате – все коту под хвост. Смена деятельности, образа жизни – единственная конструктивная альтернатива. Не занимайте чужое место – это уже не пройдет. Лучше уйти, пока не навредили ни другим, ни себе – если выгонят, травма будет еще тяжелее. Если в силу экономических обстоятельств человек не в состоянии уйти на другую работу, он снижает авторитет профессии, портит "лицо фирмы". Можно сказать, работник становится проблемой. Для работодателя это симптом - в его системе управления существуют серьёзные сбои. Необходим взгляд со стороны на кадровую политику, структуру фирмы. Помощь нужна коллективу в целом.
Aucun commentaire:
Publier un commentaire